Поиск по этому блогу

Синквейн "Помоги птице зимой!"

Синквейн на уроке 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат [1].
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать [1].
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.
Я использую следующие способы работы учащихся с синквейнами:
  • Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Написать и проанализировать стихотворную форму грамотно, не прочитав текста, невозможно. Если у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов для синквейна, то, скорее всего, либо тема синквейна не понята или не интересна ученику. Иногда детям не хватает словарного запаса для выражения своих мыслей.
При накоплении опыта составления синквейна и их количества можно ввести в практику работы анализ неполного синквейна без указания его темы и определение названия темы этого синквейна.
На начальном этапе освоения технологии работаю с отдельными учениками или учебной группой и выступаю в качестве ведущего, помогающего детям составить синквейн. Организационные формы работы с синквейнами могут быть различны:
  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме. 
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
На уроках информатики ученики 5 и 6 класса рисовали в Paint. Дополнительным заданием стало составить к рисунку синквейн по теме: "Помоги птице зимой!". Созданные синквейны требуют доработки, но это следующий этап работы. Предлагаю вам стихотворные формы, созданные в процессе выполнения задания.
1. Птицы
Абдразаков В., Федорцева И., 6 "Б" класс
Беззащитные, бездомные
Защитить, накормить, напоить
Я не могу смотреть как они мучаются
Помощь (Абдразаков В., Федорцева И., 6 "Б" класс)
---
2. Птицы
Красивые, трудолюбивые
Летают, живут, дышат
Они нуждаются в нашей помощи
Корм (Борисова А., Суханова А., 6 "Б" класс)
Беляева Кр., Вольнова В., 5 "В" класс
---
3. Птицы
Голодные, беззащитные
Мерзнут, голодают, умирают
Птицам нужна помощь
Забота (Горяйнов А., Захаров А., 5 "А" класс)
---
4. Птицы
Красивые, голодные
Голодают, замерзают, перелетают
Надо о них заботиться
Обязанность (Желтикова А., Дятлова А., 5 "В" класс)
---
5. Зима
Холодная, суровая
Наступает, бушует, кончается
Надо помогать птицам
Голод (Ленберг В., Ленберг Вл., 5 "В" класс)
---
6. Зима
Красивая, вьюжная
Веет, крутит, дует
Затрудняет птицам поиск корма
Помощь (Алексеев Павел, 6 "А" класс)
---
Беляева А., Суханова А., 6 "Б" класс
7. Птицы
Маленькие, бедные
Голодают, летают, ищут
Они пытаются добыть себе пищу
Кормушка (Беляева Кр., Вольнова В., 5 "В" класс)
---
8. Зимовка
Холодная, голодная
Перезимовать, прокормиться, перезимовать
Главное испытание для птиц
Покорми!
---
9. Птицы
Бедные, голодные
Замерзают, слабеют, кушают
Им срочно нужна помощь!
Жалость (Волкова Евгения, 5 "В" класс)
---
Таким образом, составление синквейна позволяет гармонично сочетать информационную, деятельностную и личностно-ориентированную деятельность. Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени овладения ими учебным материалом этой темы и является показателем того, что учащийся:
  • Знает содержание учебного материала темы.
  • Умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества.
  • Умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
P.S. Все, созданные на этом уроке, синквейны и рисунки размещены в блоге "Жизнь в гармонии с природой".

Источники:

2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...